Этапом наивысшего подъёма в области ваяния является эпоха высокой классики Древней Греции. Именно этот временной период питал искусство скульптуры Древнего Рима.
С оглядкой на Классику (через призму римской культуры) создавались скульптурные произведения поздней готики и эпохи Ренессанса. От благотворного влияния скульптуры Классической Греции не уклонилась ни одна европейская школа Нового времени, включая и Россию.
И сегодня, в эпоху тотального плюрализма в области культуры и искусства, когда отвергнута шкала, дающая ориентир в области художественного мастерства, Классика, как и в прежние временна является абсолютным эталоном. Именно она служит проводником Прекрасного и устанавливает высшую планку в области пластического искусства.
Глубокое погружение в классическую эстетику, а за ней и в классическую форму — вот верный путь, способный вывести современное искусство ваяния из затяжного кризиса. Безусловно, здесь не может быть и речи о каком-либо прямом заимствовании, наивном подражании или же грубой стилизации.
Классическое является не только эталонным, но и элитарным. Обладать вкусом и разбираться в тонкостях композиции скульптурной формы сегодня способны лишь единицы. Но именно в том и состоит сила этого явления, что оно воздействует и проникает не только в умы и сердца искушённых эстетов-интеллектуалов, но и находит самый живой отклик у обычных неравнодушных зрителей.
Один из основных жанров в области пластики – это монументальная скульптура. В ней возможно достичь полного «звучания» пластической формы. Ведь она не только воздействует на зрителя напрямую посредством возвышенных образов, но и, подобно архитектуре, опосредованно влияет на вкус и даже мировоззрение человека, который находится подле памятника.
Монументальная скульптура призвана запечатлеть память не об одних лишь великих людях и событиях прошлого. Она представляет образец для подрастающих поколений и влияет на их личностное формирование.
В памятнике с особой силой выступают такие формально-художественные задачи, как силуэт, жест и направление взгляда. Здесь маленький «ручеёк» из складок ткани, увеличенный в несколько раз, образует мощный каскад драпировок. Многократно меняющееся за день освящение создаёт разные, порой самые непредсказуемые, эффекты. Смена положения зрителя в пространстве также представляет скульптуру в неожиданных ракурсах. Всё это делает работу скульптора над памятником чрезвычайно интересной и увлекательной.
Монументальная скульптура способна менять пространство вокруг себя, и здесь накладывается особая ответственность на художника, способного преобразить окружающую среду или испортить и отравить её. Монументальный памятник является не только скульптурой, но до некоторой степени и архитектурой, поскольку напрямую участвует в формировании городского пространства.
Народно любимая уличная скульптура как жанр находится ниже монументальной. Однако и здесь ответственность скульптора очень велика, так как уличные фигуры становятся точками притяжения как взрослых, так и детей. Такая скульптура нацелена на диалог со зрителем, в ней отсутствует дистанция, присущая и даже необходимая скульптуре монументальной. Кроме того, изваянные фигуры вписываются в существующую городскую среду, которую важно не только не испортить, но ещё и дополнить.
В уличной скульптуре, кроме общих пластических задач, немалое значение приобретает также работа с характером и деталями. Скульптура не будет иметь притягательной силы, если в ней не проявится характер. Более того, если в памятнике гротеск недопустим, в уличной скульптуре он зачастую становится необходимой частью образа. То же можно отметить и относительно деталей, без которых скульптура становится попросту скучной и безжизненной.
Уличная скульптура – жанр новый и не известный мастерам прошлого. А потому до конца не освоенный, хотя и очень популярный в наши дни. Как знать, возможно, в будущем, пройдя испытание временем, эта область художественного творчества обретет своих достойных мастеров. И тогда возникнут выдающиеся уличные скульптуры, которые будут цениться наравне со знаменитыми памятниками.
Станковая скульптура нередко принимает на себя роль лаборатории и испытательного полигона для скульптур большего масштаба: монументальных и уличных. Однако, в этом жанре создаются и вполне самоценные работы. В условиях мастерской, где ничто не отвлекает, скульптор может полностью погрузиться в замысел и целиком отдаться работе.
В жанре станковой скульптуры у художника есть возможность наиболее полно выразить своё творческое кредо, без опеки заказчика. Часто именно по станковым скульптурам зрители и узнают автора на выставках.
Подобная скульптура по природе своей является интерьерной, а значит, она работает со внутренним пространством помещений. И здесь она в известной мере уподоблена скульптуре монументальной, так как, воздействуя на окружающее пространство, формирует его.
Для самого ваятеля станковая скульптура является важнейшим фактором творческого роста, без которого невозможно его развитие.
Мемориальная скульптура является одним из древнейших жанров, увековечивающих память близких о родном человеке. В отличие от станковой скульптуры, в скульптуре мемориальной работа над образом строго регламентирована волей заказчика. Однако же, ясно сформулированная и чётко определённая задача настраивает скульптора на работу с вдохновением, без которого в области искусства делать нечего.
При всей ограниченности возможностей, в этом жанре для художника остаётся большое поле для оттачивания и демонстрации своего мастерства: как в области композиции и портретного искусства, так и в решении задач, связанных с сопутствующими деталями и элементами.